Мы организуем паломничество по святым местам Греции (Афон, Метеоры, Керкира, Олимп, разные монастыри) индивидуально или небольшими группами по 3-4 человека.  Программы можно варьировать по вашему желанию. Примерные варианты можно посмотреть на странице http://www.solun.gr/Solun/SolunToursList Если вы закажете такой тур у нас, то вам это обойдется на 30% дешевле.
Например, программа на неделю: 1й день прилет, приезд в г. Урануполь; 2-6 паломничество; 7й день отъезд в Салоники и вылет. Возможно поехать в разные интересные места и вне Афона, по желанию.
Итого недельное паломничество будет стоить 700 евро с челоловека (если 3 чел. в группе) - 600 евро (если едут 4 чел.).
 Для сравнения аналогичный тур от другой компании: http://www.solun.gr/toursolun/82-palomnichestvo-na-afon-ves-afon-za-6-dnej-leto  от 1031 € и это без услуг экскурсовода, без диамонитириона (25 €),  без билетов на паром (8,50 € *2 = 17 €) и т.п.
  Мы можем сделать и любую другую программу по вашим заявкам.

С глубокой древности людям известно о существовании иррациональных чисел, таких как π (отношение длины окружности к диаметру), φ (золотое сечение), квадратные корни натуральных чисел и др. Иными словами, существуют отрезки, которые принципиально невозможно измерить отрезком единичной длины. Иррациональное число может быть представлено в виде бесконечной непериодической десятичной дроби, поэтому на практике люди пользуются лишь приближёнными значениями иррациональных чисел.

Аналогично иррациональность существует и в логике, гносеологии и философии. Истину можно почувствовать, в некоторой степени отразить посредством искусства, но сформулировать её  с помощью рациональных логических схем удаётся лишь очень приближённо, с некоторой долей относительности, так, что всегда остаётся место для парадоксов. Заталкивание истины в прокрустово ложе однозначных рациональных формулировок зачастую приводит к софизмам, антиномиям и, в конце концов, к превращению истины в ложь.

Рассмотрим для примера Евангельскую историю. В понимании большинства религиозных людей следование божественной истине заключалось в точном исполнении предписаний Закона Моисея, санкционированного Богом. Но Евангелие показывает парадоксальную тенденцию: воплощенный Бог, зачастую нарушал относительные ветхозаветные постановления ради приоритета иррациональной Истины. Так, Христос нередко нарушал закон о субботнем дне, говоря: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), оправдывал то, что ученики Его не постились, не умывал рук, как того требовало благочестивое предание старцев, разговаривал с самарянкой (даже она этому удивилась и потом недоумевали пришедшие ученики, т.к. это было грубым нарушением иудейских религиозных норм), похвалил прикоснувшуюся к Нему кровоточивую женщину за её веру (но она нарушила моисеев Закон, т.к. считалась нечистой и ей запрещалось прикасаться к людям). Аналогичная антиномия наблюдается и в поведении святых. Подобно Христу нарушали законы и каноны многие святые праведники, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Как поступил Иосиф Обручник, мнимый супруг и попечитель Девы Марии, увидев Её беременность? Он тогда ещё ничего не знал о непорочном зачатии, но захотел тайно отпустить Её, чтобы не было для Неё беды. Именно за намерение нарушить Закон Иосиф назван праведным. Однако «правильный» ортодоксальный иудей согласно ветхозаветному Закону должен был бы рассказать о прелюбодеянии религиозным вождям и всей толпой Пречистую Деву побили бы камнями. Не хватит времени повествовать о нарушениях законов, канонов, типиконов многими другими святыми праведниками (особенно пророком Давидом, свт. Николаем Мирликийским, прп. Виталием Александрийским и др.). Известным нарушителем канонов был исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), Архиепископ Крымский. На два года он уклонился от архиерейского служения ради продолжения работы по хирургии, а потом в своих покаянных молитвах усердно просил у Бога прощения за это. Но однажды его молитва была остановлена голосом из неземного мира: "В этом не кайся!"

Наоборот, диавол – отец лжи, в котором истины нет совсем, искушал Христа, цитируя Священное Писание. Так же и его духовные дети (Ин. 8:44), иудейская религиозная элита (первосвященники, книжники и фарисеи) стремились в точности соблюдать не только Закон, но и дополнительно благочестивые обычаи и предания старцев, за что пользовались большим авторитетом у народа.

Когда Христос даровал зрение слепорожденному, некоторые ортодоксальные иудеи говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9:16).

Религиозная психология склонна видеть в соблюдении правил и обычаев некий критерий святости, а нарушениях грех. Поэтому то же самое иудейское понимание праведности как точного исполнения Закона (канонов, типиконов) зачастую встречается и в Новозаветной истории. Иногда внимание к формальной стороне обрядов становится камнем преткновения, и споры о них приводят к серьёзным социальным трагедиям. Так было в Византии, так было и России. Ревнители старых обрядов на Руси XVII века говорили: «Умрём за единый аз» (то есть за одну букву). В. О. Ключевский так описывает психологические корни религиозного упования на обряд: «Идею, выведенную логически, теорему, доказанную математически, мы понимаем, как бы ни была формулирована та и другая, на каком бы ни было нам знакомом языке и каким угодно понятным стилем или даже только условным знаком. Не так действует религиозное и эстетическое чувство: здесь идея или мотив по закону психологической ассоциации органически срастаются с выражающими их текстом, обрядом, образом, ритмом, звуком. Забудете рисунок или музыкальное сочетание звуков, которое вызвало в вас известное настроение, и вам не удастся воспроизвести это настроение… Обряд или текст – это своего рода фонограф, в котором застыл нравственный момент, когда-то вызвавший в людях добрые дела и чувства»[1].

В зависимости от эпохи или индивидуальных обстоятельств застывшая форма канонов и обрядов, когда-то звучавшая и выражавшая подлинное благочестие, может потерять изначальный нравственный аспект. В таких случаях точное соблюдение её иногда приводит только ко вреду, как показывают вышеприведённые Евангельские примеры.

Подводя итог, можно сделать вывод, что истина в своём крайнем выражении есть ложь в тех случаях, когда её пытаются рационально сформулировать. А на самом деле истина иррациональна и принципиально не вербализуема. Научиться ей можно только от Самого Христа, Истины воплощённой, учившего о приоритете двуединой заповеди любви к Богу и ближнему. Поэтому, для того, чтобы не запутаться в логических схемах, нужно внимательнее вглядываться в Его Евангельский образ.



[1] Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ея главнейших деятелей. СПб. 1886. Т. 2, с. 168-169.

Христос — вера моя, Христос — похвала моя, и венец славы моей.
Μονή Παλιανής
Ιερα Αρχιεπισκοπή Κρήτης
Τηλ. 2810 335840-7
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.iak.gr
 
Монастырь «Παναγία Παλιανής» самый старый женский монастырь на о. Крит. Упоминания о нем в первые появляются в 632 г. после Р.Х. Существовал он и раньше, но вся его хроника до этой даты передавалась из уст в уста.
Началом истории этого удивительного монастыря послужил пожар, который некогда начался в этих окрестностях.
Был там непроходимый лес из колючих деревьев. По преданию известно, что в этот момент жители местной деревни услышали голос доносящийся из глубины леса. Вскоре после того как потушили пожар в лесу была найдена Икона Богородицы с младенцем Иисусом изображенным у Нее на руках. Икону забрали и перенесли на то место где сейчас стоит монастырь.
Прознав это, к иконе  начали приходить люди из соседней деревни Аппалония. Они радостно кадили и пели псалмы Богородице!
По прошествии некоторого времени жители деревни заметили, что  ветви которые были изображены на иконе начали потихоньку прорастать и обретать явные очертания, через какое то время они превратились в дерево которое росло все больше и больше. Сначала икону еще было видно, но постепенно она полностью скрылась в густых ветвях. До того как икона совсем исчезла в глубине дерева, ее несколько раз переносили и закрывали в Храме, но по Воли Божьей Матери икона возвращалась обратно в лоно дерева.
В юго-восточном углу церкви сохранилось то самое миртовое дерево, скрывающее в своей кроне чудотворную икону. Говорят, что эту икону видят только дети. Листья дерева, по легенде, лечат, а ветки используются как чудодейственное средство.
Еще в те времена, когда икону было видно, с нее сделали копию и поместили в Храме, и сейчас к ней стекается большое количество паломников со всего мира, чтобы поклониться  Образу Богородицы и Спасителя Нашего Иисуса Христа.
В Монастыре есть еще и другие чудотворные иконы Богородицы, которые так же помогают сердцам пришедших к ним наполниться любовью и радостью.
«Μονή Παναγίας Παλιανής», пережил несколько полных разрушений и возрождение во времена правления турок на Крите. Последнее из которых было при монахини Панфирии, еще ее называют ктитором (от греч. Κτίστης в пер. на русский строитель). Она, чудом выжившая, после страшного поджога Храма, сама практически из руин  восстановила монастырь, и с ее времени обитель ведет свой отсчет в настоящем облике.
Посетив один раз монастырь его невозможно забыть и не захотеть вернуться вновь, настолько он впечатляет своим убранством, красотой и спокойствием, что кажется - это самое лучшее место на Земле.


Μονή Καλυβιανής
Ιερά Μητρόπολη
Γορτυνης και Αρκαδίας
Τηλ. 2892022208
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.imga.gr
 
В местечке Мессара южнее от Ираклиона и в 40 км. от Мирес находится женский монастырь «Μονή Καλυβιανήσ».
Изящные постройки белого, голубого и глубокого красно-коричневого цвета занимают довольно большую территорию. Стены увиты бугенвиллеей и повсюду в монастыре красуются роскошные греческие розы.
Со времен Византийской империи это был мужской монастырь, остатками которого является церковь Животворящего Источника, 14-го века, где по традиции находится небольшая по размеру одноименная чудотворная икона.
Как и все многие монастыри Греции, скит был разрушен турками, а монахи этого монастыря остались в памяти критян как исповедники и мученики за веру.
После всех катастроф прошедших через монастырь, это и поджоги и грабежи, обитель опять возвращается к жизни, центром которой становиться маленькая церквушка.
Этот монастырь интересен обретением Святых мощей, тех страстотерпцев, которые пострадали за христианство. Их останки были обнаружены чудесным образом в стене прилегающей к часовне Приподобного Харлампия.
Сейчас в монастыре собирают все истории чудесных исцелений от мощей Святых мучеников, и вскоре будет издана книга с подробным описанием как и тех событий во время которых жили иноки, так и о тех чудесах которые продолжают происходить по молитвам обращающихся к ним людей.
В главном храме храниться копия иконы Корень Иессеев с острова Андрас монастыря Св. Николая. Икона эта заключена в киот вместе с платом пропитанным миром от чудотворного подледника.
В книгах монастыря датируя с 1873 года отмечено возникновение на территории обители приюта как для детей сирот, так и для престарелых, страждущих и бывших заключенных.
Сейчас благодаря сестрам монастыря продолжает действовать школа приют для девочек и пансионат для одиноких женщин, где они трудятся во благо монастыря.
 
Μονή Επανωσήφη
Ιερά Αρχιεπισκοπή Κρήτης
Τηλ. 2810 335840-7
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.iak.gr
(Αγίου Γεωργίου Επανωσήφη)
 
Как и у многих греческих монастырей точная дата возникновения «Мони Эпаносифи» не известна. Скит неоднократно подвергался варварским и уничтожающим разрушениям со стороны турецкого правительства, в следствии которых книги монастыря были безвозвратно утеряны.
Но благодаря традиции передавать историю из уст в уста нам известно, что монастырь был основан неким монахом Паисием, который находясь в душевных сомнениях и трениях с иноками своего монастыря, отправился в сторону обители Аркади. Не успев прибыть туда за светло, он заночевал в маленькой церкви  Святого Георгия. Во сне ему явился Великомученик и повелел остаться в этом месте и расширить церковь. Паисий благодаря местным жителям выполнил поручения Святого Георгия.
Примерно датой возникновения мужского монастыря «Эпаносифи» считают 1614 год.
Главный храм разрушался и строился три раза. Последняя постройка произошла в период 1861-1863 гг., всего за два года возвели потрясающее по величине здание церкви.
В алтаре кефалонического собора монастыря, освещенного в честь Святого Георгия Победоносца, хранится часть его Святых мощей, так же есть и другие частицы мощей: Святого Пантелеимона, Святой Екатерины, Святой Анастасии Узорешительницы, Святого Трифона.
Во время засухи по молитвам обращенным к Святому Георгию  одного из послушников монастыря, случилось открытие чудодейственного источника, вода которого не переставая и по ныне бежит неподалеку от храма.
На территории монастыря есть любопытнейший музей истории обители. Там собраны интересные экспонаты как и церковной утвари так  старых облачения Священников того времени, византийские книги песнопений и личные вещи монахов подвязавшихся в этом монастыре еще с самого его возникновения.
Скит утопает в великолепном пейзаже окружающих его гор и склонов. Возможность увидеть насколько природа бережно заботясь о монастыре скрыла его с глаз любопытных туристов, может выпасть только паломникам, которые в верой и трепетом вновь и вновь приезжают сюда.
 
Μονή Αγκαράθου
Ιερά Αρχιεπισκοπή Κρήτης
Τηλ. 2810 335840-7
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.iak.gr
 
Название свое монастырь получил от растения «агарафья» под кустарником которого была обретена икона Богородицы. Это был знак, и вскоре на этом месте построили церковь.
В наши дни с внешней стороны алтаря чуть южнее от него стоит то самое дерево которое послужило началом истории монастыря.
Точной даты случившихся событий нет, но в первые в исторических документах скит упоминается с 1503-1503 гг.
Традиция устного повествования передает нам и более ранее даты еще с истории царствования византийского Императора Никифороса Фокаса, когда он освободил Крит от двухсотлетнего  арабского трона. С ним связан период возрождения острова. Тогда было построено много монастырей и церквей.
Нэофитос Нотарас - это первый игумен о котором что-то стало известно по историческим летописям. В пользование монастыря в 1504 годы было отдано много прилежащих земель. С тех пор под его началом монастырь стал духовным центром области, в стенах скита была организованна школа куда прибыло много учителей.
Помимо этого так же там долгое время существовал центр переписи книг и монастырь по праву считался центром учености. Из всей той огромной библиотеки которая существовала в те времена процветания обители, после разорения и поджога турецкими завоевателями, удалось сохранить лишь всего пару книг, одна из которых храниться в музее Лондона, а вторая в Москве.
У монастыря еще со времен гонения турками образовалось много подворий в Европе, куда в один их таких была перенесена чудотворная икона Богородицы, дабы уберечь ее от осквернения и уничтожения.
В 1973 году в Агарафу принял монашеский подстриг Настоящий Предстоятель Александрийской Православной Церкви Феодор II. Келья его сохраняется в монастыре и сейчас. Еще с давних времен у монастыря были дружеские отношения с Александрийской Патриархией.
Агарафу удалось так же в стенах своей обители организовать исторический музей, где можно воочию увидеть те предметы которые были на протяжении всей жизни вместе с монахами, это и личные вещи, и старинная церковная утварь, древние иконы и византийские Богослужебные книги.
Монастырь славится не только на всю Европу, но и на всю Россию производством вина и оливкового масла. Монахи бережно выращивают на своей территории виноград и собирают оливки, которые потом становятся экологически чистым оливковым маслом самого высшего качества. Вино хранится в монастырских погребах при соблюдении всех требований контроля качества. Рецепты приготовления передаются от монаха к монаху вот уже на протяжении столетий, что гарантирует отменный вкус, еще тот самый которым угощались все те паломники и странники кто посещал этот монастырь.
 
Μονή Αρσανίου
Ιερά Μητρὀπολη
Ρεθυμνης και Μυλοποταμου
Τηλ. 2831022415
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.imra.gr
 
Главной Святыней этого мужского монастыря является часть ребра Святого Георгия Победоносца, которая бережно храниться в алтаре главного Храма обители. На территории скита чуть выше уровнем кефалонического Собора возвышается небольшая церковь Св. Харлампия покровителя глухонемых. Таких храмов в Греции всего два: на родине Самого Святого в Патрах и на Крите.
Мужской монастырь Арсаниу расположен в 12 км к востоку от Ретимно и занимает потрясающе красивое место открывая чарующий вид на Средиземное море.
Все свидетельства сходятся на том, что скит был основан во второй половине 16 века. Первое известное письменное упоминание о его истории, начиная с 1600 года, когда игумен этого монастыря по разрешению и особому ходатайству Константинополя осветил храм в честь Георгия Победоносца. Тогда монастырь и стал Ставропигиальным, но и сейчас и много столетий назад в жизни монастыря принимает активное участие местный митрополит.
С названием монастыря связывают три истории:
первая — нам рассказывает о городе Арсания, который раньше был неподалеку от строящейся обители; вторая — гласит о существовании некой царицы Арсания, пожертвовавшей большое количество денег на возведение монастыря; ну и третья история — о ктиторе (от греч. строитель) носившего фамилию Арсанис и отдавшего на строительство монастыря часть своего состояния.
Претерпев эпоху турецких захватов и разорений, монастырь пришел в упадок и даже был закрыт на 3 года. Ни и это не остановило жизнь монастыря. Надежда на восстановление обители еще пылала в сердцах монахов и в конечном результате по ходатайству важного лица с Крита, удалось восстановить справедливость и вернуть инокам возможность пребывать в стенах родной обители.
 
Μονή Αρκαδίου
Ιερά Μητρόπολη
Ρεθυμνης και Μυλοποταμου
Τηλ. 2831022415
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.imra.gr
 
Исторический мужской Аркадский монастырь, священнейший символ Критской свободы!
Построенный на плодородном и утопающем в оливковых деревьях нагорье, среди сосен, кипарисов и каменных дубов, он расположен в месте, где объединяются провинции Ретимнона, Милопотамоса и Амариона. И все это на расстоянии 23 км к северо-западу от Ретимнона и на высоте 500 м над уровнем моря. По истине великолепное и очаровательное место.
 Согласно сказаниям, монастырь - период постройки византийского монарха Аркадия  5-ый век, в чью честь и был назван.
В конце 16-го века (1587) обитель реконструировался и на том месте, где он находиться по сей день, во времена игумена Клима Хортазиса, был построен величественный храм типа «диклитос» в стиле византийской базилики. Новый храм был посвящен Преображению Христову.
Особое внимание хочется уделить иконостасу монастыря который неоднократно горел и претерпевал надругательства турецких солдат.
В его нынешнем виде был сделан в 1902 году из кипарисового дерева. Иконы и украшения являются произведением Дионисия, который  тогда был епископом Ретимнона и Авлопотамоса.
Аркадский монастырь снискал славу и стал известен на международном уровне во время великой Революции 1866-1869 гг. В начале Революции Мустафа Паша отправился на подавление восставших жителей Ретимнона. В монастыре, не смотря на то, что он не был приспособлен к эффективной обороне, укрылось около 700 женщин и детей из окрестных деревень.
Спустя три дня после тяжких боев и после того, как артиллерия форсировала главные ворота, турки ворвались в монастырь, зверски убили всех, кого смогла найти, и взяли в плен несколько человек. Игумен Гавриил был найден убитым. Именно он вместе с героем Константином Ямбудакисом из деревни Амантос, взорвали склад боеприпасов, под обломками которого погибли сотни турок.
И со взрывом монастыря восстание приобрело гигантские масштабы, критяне же, почерпнув силу от жертв монастыря, сделали его центром и алтарем своих жертв, приносимых во имя желанной Свободы.
Аркади это комплекс построек, в число которых входят: центральный Собор, приемная игумена, монашеские кельи, трапезная, кладовые, ризница, исторический музей и пр.

Μονή Αγίας Ειρήνης
Ιερα Μητροπολη
Ρεθυμνης και Μυλοποταμου
Τηλ. 2831022415
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.imra.gr

Женский монастырь Святой Ирины расположен у подножия Врисина над обрывом возле маленькой одноименной деревни и в 5 км к югу от Ретимно.
Согласно историческим источникам обитель является одним из самых старейших монастырей на Крите. Первым письменным упоминанием , которое свидетельствует о существовании скита, является венецианский документ 1362 года. Если принять во внимание исторические обстоятельства, то монастырь должен работать со второго византийского периода. Других известных написанных свидетельств до 1637 годе не существует.
После революции 1821 года монастырь пришел в упадок и количество проживающих там монахинь сократилось до двух человек.

Μονή Κουμπέ
Ιερά Μητρόπολη
Ρεθυμνης και Μυλοποταμου
Τηλ. 2831022415
e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.imra.gr

Храм Святого Апостола Тита в Ираклионе

Первый Храм Апостола Тита в Хандаке был простой, и был сделан из кирпича уложенного ложком. Во времена начала венецианского господства на острове в 1210 г. в храме была резиденция католического архиепископа. По всей вероятности, сооружение подвергалось некоторым изменениям: открыли кругообразное окно мансарды на фасаде и возвели колокольную башню в юго-восточной части.
Этот храм был разрушен до середины 15 века и вновь построен. Вторая постройка, которую освятил католический епископ Крита Фандило Дандоло 3 января 1446 года, была трехпридельная с деревянной крышей базалика, украшенная исключительным мрамором, алтарями и часовнями.
Собор во время землетрясения 1508 г. претерпел незначительная повреждения, не теряя своего великолепия был разрушен пожаром 3 апреля 1544 г. После пожара сохранились Святые мощи и реликвии Храма. Среди них и лик Святого Тита и икона Богоматери «Панагия Месопандитиссас».
В 1557 г. построили другой храм того же стиля, как и предыдущий и такой же великолепный.
С падением Хандака и завоеванием его турками в 1669 г. Святые реликвии Храма были тайно вывезены в Венецию. Собор подвергся обстоятельным преобразованиям для того, чтобы служить как мусульманский храм известный под именем Великий Визирь Джами в честь завоевателя Хандака Заде Фазиль Ахмед Киопрули.
Землетрясение 1856 г. превратило и это строение в руины, и Великий Визирь Али Паша поручил архитектору Афанасию Муси из Тавтала в окрестностях Константинопуля, уроженца Эпира возвести новый великолепный  храм (Гени Дзами), сохранив при этом и старое название.
В 1922 г. после обмена населением между Грецией и Турцией здание было возвращено Православной церкви и освящено 3 мая 1925 г. митрополитом Крита Титом Зографиду.
Храм Святого Тита это превосходный памятник, сочетающий в себе разнообразные элементы и стили храмов Константиополя. В основе его структуры 4 колоны, купол и неф, который дополнил его четырехугольную проекцию. К юго-восточной части нефа примыкает основание минарет. Изнутри здание напоминает сооружение со структурой, сконцентрированной вокруг центра. Снаружи отдельные структурные элементы находят отклик в стиле османского искусства, на которое оказало влияние Византийское храмостроение.
Искусно составленное здание имеет отчетливые линии сторон, над которыми господствуют вериткальные элементы, рассеивая его массу на плоскости. Внешняя кладка стен строениея состоит из равноструктурного отесанного известняка, украшенного декоративным венцом из резьбы по камню.
15 мая 1966 г. в собор были перенесены останки лика Святого Тита из храма Святого Марка в Венеции. Однако Святая икона Богоматери «Панагия Месапондитиссас» продолжает храниться в соборе Делла Салюте того же города.
С 1974 г. по 1988 г. в храме осуществились обстоятельные работы по его укреплению и реставрации.

Здесь мы публикуем статьи на разные богословские и философские темы.

Таинство Евхаристии - истинная пища.

Употребление и значение вина в евхаристии трапеза, как религиозный обряд.

 Евхаристия, установленная во время Тайной вечери и есть обряд вкушения пищи. С древнейших времен, особенно в семитском мире, человек признавал священное значение за пищей, даруемой по щедрости божества и дающей жизнь. Хлеб, вода, вино, плоды и т. д. - все это блага, за которые люди благодарят и благословляют Бога. А сама же трапеза имеет религиозное значение, ибо общая трапеза устанавливает между сотрапезниками и Богом - священные узы.

"Взгляд на принятие пищи, или трапезы, как на богослужение, восходит к ветхозаветной церкви. Там один из видов жертвы заканчивалось трапезой из ее остатков, которое ус 1 роя л ось в самом храме, на внешнем дворе его, где для этой цели были особые комнаты, и даже кухни. И у древних христиан едва не каждая трапеза была евхаристическою".1

"13 иредновозаветную эпоху молитвенные трапезы в не храма стали одним из важнейших обычаев иудейства. Они сопровождались чтением Библии и беседами о вере. Главной частью ритуала было благословение хлеба и вина, а также благодарственная молитва".'

Выражение у иудеев "плод виноградный" (Мф.26,29; Мр. 14,25) обозначает вино, которое употребляют во время богослужебных празднеств, например при пасхатьной трапезе и по случаю начала субботы.3

Оно должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор. 14,26).

"В первый век апостольского богослужения христиане совершали преломление хлеба и питие вина. Эти трапезы на основании заповеди Христа: "сие творите в мое воспоминание" без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение. Они заключали в себе воспоминание о смерти Господней и признании жертвенной цены за этой смертью".4

Эти грапезы в первых веках христианства, достигали состояния объедения и пьянства, они назывались "агапами". "Климент Александрийский, восставая в своем "Педагоге"

1  Скабаланович М проф Толковый типикон В.2. Гл.1. М, 1995 С 45

2  Мснь А прот Православное богослужение, таинство слов и образ М, 1991 С 31-32.

' Фритц Ринекер, Герхард Майер Библейская Энциклопедия Брокгауза СНп51ПсЬе УеМавБЬисЬЬапфипв КайегЪогп 1999 С 144

4 Скабаланович М проф Толковый типикон В 1 С 18

Против неумеренности вкушения пищи на агапах, дает, чуть ли не полный список кушаний, принятых на агапах. Перечень блюд на агапе объясняет нам, почему ныне на вечерни при благословении хлебов, которые, несомненно, являются ритуальным остатком агапы, благословляется не только хлеб, но и вино, пшеница и елей, хотя последние два продукта не вкушаются в церкви и вообще остаются без употребления. В древности эти продукты шли на трапезу агапы".1

"Заменив собою агапу, вечерня должна доставить молящимся и трапезу, хотя бы такую, какую позволяет святость храма. Это делается в том виде, что молящимся предлагаются благословенные хлеб и вино, вместе с коими благословляются (как бы для завтрашней трапезы) елей и пшеница. С этою целью подготавливается стол с пятью хлебами, от которых едим на трапезе, а также блюдо, полное вина самого хорошего, пшеницу

Л

зрелую и елей".

В библейском откровении пища и трапеза выражают то , что Бог дает жизнь своему народу. Манна и перепела в книге Исход. Вода, которая потекла из скалы Хорива (Пс. 77,20-29), - эти символические ветхозаветные дары: "и все ели одну и туже духовную пищу" (1 Кор. 10,3), прообразы истинного дара, исходящего из уст Божиих: "не хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4,4), слова истинного хлеба, сошедшего с небес.

Прообразы эти исполняются в Иисусе. Он есть "хлеб жизни", сначала, Своим словом, открывающим вечную жизнь для верующих: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий" (Ин.6,27), а затем Своей Плотью и Кровью, данным в пишу и питие: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин.6,54).

Церковный устав относительно пищи а в особенности пития, даже в субботу первой седмицы Великого поста, разрешает употребление вина: "на трапезе вино же испиваем по красоволю/ ради святаго"4 А в само воскресенье в праздник Торжества Православия, даже увеличивается количество вина: " Аще же прилунится, пием вино, уставленное в славу Божью, по две чаши. Такожде и в вечер по две".5 Такое употребление вина в Великом посте объясняется тем, чтобы облегчить подвиг, в

1Скабалановия М проф Толковый типикон. В. 2. М., 1995. С. 77.

2Там же. С.43.

3Красоволя или красовуля - чаша для пития, употребляется в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка. (Дьяченко Г. свящ. Полный церковнославянский словарь. М„ 1899. С. 268).

"Триодь постная. М„ 2000. С. 143.

5 Там же. С. 152.

который вступают христиане, и вместе с этим возблагодарить Бога за помощь в этом подвиге.

ПРОСКОМИДИЯ. ВЕЩЕСТВО И ЦВЕТ ВИНА ДЛЯ

ЕВХАРИСТИИ

Проскомидия - греческое слово. Происходит от греческого глагола (сошсо, соппго) - забота о чем нибуть, несу, приношу; и префикса (рго) - означает заранее действие. Проскомидия (рговсогшсН) - приношение, получило название от того, что древние верующие, исполняющие Божию заповедь: "да не явишися пред Господом Твоим тощ" (Исх.23,15), приходя на богослужение, приносили с собой хлеб, вино, елей, свечи, ладан - необходимые при богослужении.1

В Новозаветней церкви христиане приносили хлеб и вино для совершения безкровной жертвы. "С богословской точки зрения, самым примечательным в проскомидии является ее чин, состоящий в некоем символическом жертвоприношении. Приготовление евхаристического хлеба совершается как заклание Агнца, вливание вина в чашу, как излияние крови и воды из ребр распятого Христа".

"Хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что близко естеству, совершает то, что выше естества".

"Поелику люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие - воду и вино, Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своим Телом и Кровью, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в выше

„ 4

естественном .

Святой Ириней в книге 4-ой о ересях, глава 17, в словах "хлеб и вино, в Евхаристии возносимые, называет начатками. Об этом архиепископ Николай Кавасила в толковании литургии, в главе 4- ой, говорит так: "Какая причина и какой случай, по которому мы долженствуем приносить Богу начатки жизни, Дары сии? Яко Бог за дары сии жизнь нам воздает. Сам Он повелел приносить хлеб и вино, Сам воздает вместо сих, хлеб животный и чашу жизни вечныя". И в главе 5-ой: "Мы, яко начатки нашея жизни посвящаем Богу Дары сии, сущую пищу человеческую, еюже жизнь телесная составляема бывает. Человеческим бо оное нарицаем, что единому человеку приличествует. А чтобы ясти,

1Л. Д. Проскомидия // Православний вюник. Льв1в. №8. 1950. С.240.

2Шмеман А. прот. Евхаристия таинство царства. Рапк, 1988юС. 131.

3Дамаскин И. Точное изложение Православной веры. М., 1992. кн.IV. 13 гл. С. 221-222.

4Там же. С. 250.

потребно преуготовление хлеба; и чтобы пити, надобно искусство составите вино; и сие собственно есть единому токмо человеку".5 "И подобно тому, как в крещении, потому что у людей есть обычай мыться водою и натирать тело маслом, Он сочетал с елеем и водой благодать Духа, и сделал его (т. е. крещение) "банею пакибытия", так и потому, что люди обычно едят хлеб и пьют воду и вино, Он сочетал с ними Свое Божество".1

"Так принося и полагая на престол хлеб и вино, эти смиренные человеческие дары, нашу земную пищу и питие - мы совершаем древнейшее действие".2

Для совершения таинства Евхаристии должно употреблять вино виноградное, так как на этом именно вине совершил таинство Сам Спаситель (Мф.26,27-29).

"Известие учительное" указывает на то, какое вино надо употреблять на проскомидии: "Вещество Крови Христовой есть вино от плода лознаго, сиесть из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия.

Вино же не суть и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и инии сим подобнии".

Вино должно быть чисто виноградным, без примесей каких бы то ни было ароматов или иных веществ. Оно должно быть чистым, сколько возможно, того требует величие и святость таинства.

С древности мы сохраняем предание о приношении именно чисто виноградного вина, а не чего-либо иного.

"Виноградное вино должно быть красное, дабы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более что несомненно употребление Спасителем на Тайной вечери вина именно красного цвета, которое было в общем употреблении в Палестине, от чего и называется в Священном Писании "кровию гроздовою", "кровию виноградных ягод (Быт.49,11; Втор.32,14).4 И наша Православная церковь искони употребляла в таинстве Евхаристии красное вино. Хотя в Румынской церкви допускается употребление вина белого цвета,3 но на практике это не применяется. А если говорить о

5 Закон Божий Третья книга о Православной вере Париж, 1953. С 229.

1Настольная книга священнослужителя Т. 6. М , 1988. С.9.

2Шмеман А. прот Евхаристия таинство царства Рап$. 1988 С. 124

3Служебник М„ 1991. С. 511-512

4Булгаков С.В Настольная книга для свяшснно-церковно-служитсля. М.. 1993.4 1 С. 786

5Ыищра §епега1а. Мапиа1 решги 5сттагп 1с 1ео1о{усс. Е<И1ига 1пашши1ш В1Ы1С 51 с1с М1$шпс а В15епсп ОПос!охе Котапе. Висиге^и 1992 Р.394

Римо-Католической церкви, то там употребляется вино белого цвета.

Подражая священнодействию Христову, Православная церковь искони совершала таинство Евхаристии на красном вине, которое внешним своим видом для чувственного взора полнее изображает преестественную Кровь Христа, подаваемую в Евхаристии. Но, не смотря на такие строгие указания относительно вещества для Евхаристии, в нашей церкви были случаи употребления на проскомидии совсем других веществ. Это было во время правления священномученика патриарха Ермогена "Разрешившего в смутное время совершать Евхаристию на вишневом соке, допускали даже приготовление подобного рода Евхаристического вина из изюма и смородины".1

По поводу этого вопроса на Поместном соборе 1917-1918 гг. выступал с докладом профессор Карабинов, который привел этот пример и еще много других примеров, как, например употребление виноградного сока, лимонада, фруктового вина, наиболее дешевого и доступного по цене для приобретения.

Велась бурная дискуссия между сторонниками мнения о употреблении только красного виноградного вина, и сторонниками мнения о употреблении других веществ, но только во время смуты или иных каких либо неприятностях.

"После прекращения работы Собора на основе материалов было подготовлено циркулярное распоряжение Высшего Управления Русской Православной Церкви о том, что по нужде Евхаристию можно совершать "на ржаном хлебе за неимением пшеничной муки и на некоторых ягодных соках, за отсутствием виноградного вина"".2

1Карабинов И. А. проф. О Евхаристическом хлебе и вине // Богослужебные указания на 2002 год. М„ 2001. С.684.

2Там же. С. 686.

УПОТРЕБЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВИНА В ЕВХАРИСТИИ

Евхаристия (от греческого во/аршна) - благодарение, название одного из главнейших таинств. Совершается оно на главном христианском богослужении - литургии. В этом таинстве хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа Спасителя.

"Христос, как Архиерей вечный по чину Мелхиседекову, священство которого состояло в приношении хлеба и вина: через сии виды, - как бо го мудрствует святой Киприан, - священник Мелхиседек, желая преподать Аврааму законное благословение, предначертал образ жертвоприношения Христова, установленное на хлебе и вине, так и теперь Господь, Который есть исполнение закона и пророков, исполняя и дополняя истину предначертанного образа, привел его в совершение, показав, что вознес хлеб и чашу, растворенную вином". 1

После вечери Спаситель, возблагодарив Бога, приял чашу с вином (Лк.22,20). Этой чашей Он установил и утвердил Новый Завет, или договор, который заключен между человеком и Богом. Он принес весть об отпущении грехов и о наследии вечной жизни, за веру в Него. Этот договор Христос заключил Кровью, как это было в древних (Быт. 15,10; Исх.24,68), некоторые народы пили ее (Иез.39,17-19; Прем. Сол 12,4-5); но не кровью жертвенных животных, а Своею собственною, пролитую на Кресте за наши грехи, дабы мы имели возможность жить вечно. По этой же причине Христос в запечатлении своего Завета, употребил гроздновое вино, то есть виноградное вино, освятив его молитвами в Свою Кровь, принесенными над ним Богу Отцу; повелевает ученикам, вступившим тогда чрез Него в завет с Богом, а в лице их и всем верующим в таинство искупления Его, приобщится от сей спасительной чаши: "пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя" (Мф 26,28), чтобы через то ученить их участными плодов, приобретенных страданиями и смертью Его.

То, что вино употреблялось в Евхаристии, есть много свидетельств. Самые древние свидетельства мы находим в святого Иустина мученика, он говорит: "Когда кончится чтение, настоятель говорит к народу поучительное слово. После чего мы вообще встаем и молимся, и по окончании молитвы, подается хлеб, вино и вода, а настоятель также совершает благодарственные молитвы. Всякий предстоящий приобщается также того, над, чем совершено благодарение, отсутствующим же посылается чрез диаконов.

' Дмктрисвский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Ссрафимо-дивссвский монастырь. 1997 С 12

Тертулиан упоминает об этом веществе следующим образом: некоторые не хотели приобщатся святых Таинств в среду и пятницу, дабы вкушением хлеба и питием вина в таинстве причащения не нарушить поста".1

Из этих древнейших указательств мы можем удостоверится в том, что вино употреблялось в Евхаристии всегда.

Об этом свидельствует и священномученик Киприан Карфагенский: "А мы приняли заповедь сохранять предание Господне в приношении чаши Господней и не иное что совершать, как то, что ради совершено первоначально Самим Господом, то есть чашу в Его воспоминание приносить не иначе, как растворяя вином. Христос говорит: Аз есмь лоза истинная (Ин. 15,1). Значит Кровь Христова есть не вода, а вино, и нельзя потому думать, что Кровь, которою мы искуплены и оживотворены, находится в чаше Господней тогда, когда в ней не достает вина (против тех, кто совершал Евхаристию на одной воде), потому что одно вино представляет Кровь Христову, как это можно видеть из прообразов и свидетельств всех Писаний. Так первый прообраз сего таинства мы находим в книге Бытия в лице Ноя, в котором будущее страдание Господне предображено тем, что он испи от вина, и упися, и онажися в доме своем, что средний сын его, видя наготу отца своего, изшед вон поведа, и другие два - старший и меньший покрыли наготу его. (Быт.9,21-23).

Предызображали это и многие другие обстоятельства жизни Ноя, но мы считаем излишним исчислять их, находя достаточным указать на важнейшие из них, именно на то, что Ной, представляя собою прообраз будущей истины, пил не воду а вино, и этим предызобразил страдание Господне"'

И далее священномученик продолжает: "Божественное Писание присовокупляет еще следующие слова: Исперет вином жажду свою и кровию гроздия в одеяние свое (Быт.49,11). Что же другое здесь означает кровь гроздия, как не вино чаши Господней Крови? То же самое свидетельствует Дух Святой и у Исаи и касательно страдания Господня, когда говорит: Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила, полного и утоптанного ногами (Ис.63,2-3). А могут ли сделаться, одежды красны от воды, и кто топчет ногами в точиле и выжимает воду? Значит, здесь говорится о вине с той целью, чтобы обозначить им Кровь Господню и чтобы предсказать через пророков, что после имело открыться в чаше Господней".я

' Ветринский Иродион. Памятники древней христианской церкви или христианские древности СПб., Т.П1. 4.5. Кн.XII. Гл. VII. С. 93, 95

2Киприан Карфагенский свящмуч. К Цецилию о таинстве чаши Господней // Отцы и учители Ш-го века. Т. III. М.. 1996. С. 370

3Там же С. 370.

Поскольку всякая плоть питается и влагой (ибо без сочетания с ней землянистое в нас не может продолжать жизни; как твердой и крепкой пищей подкрепляем твердое в теле, так и влаге доставляем приращение из однородного с ней вещества, которое, перейдя в нас, прелагающей силой обращается в кровь, особенно если у вина позаимствует силу к претворению в теплоту), то потому Богоприемная Плоть Бога Слова в состав Свой приняла и эту часть. И явившееся Слово для того соединилось с бренным естеством человеческим, чтобы общением с Божеством, обожилось и человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти сообщает Себя всем уверовавшим, у которых состав из вина и хлеба, срастворяясь с телом их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления".1

а) Вино и вода

С этого видно, что древние христиане совершали Таинство на вине растворив водою, а это сочетание то же имеет символическое значение. Об этом продолжает рассуждать Киприан Карфагенский: "И сколь нечестиво, сколь богопротивно делать из вина воду, когда претворение Господом воды в вино на браке должно бы вразумить и наставить нас, что в жертвоприношениях Господних надлежит преимущественно приносить вино! У иудеев не доставало вина, потому что не доставало у них благодати духовной, между тем как дом Израилев был виноградом Господа Саваофа (Ис.5,7). Поэтому, Иисус Христос, желая показать, что язычники вступают в наследие Его и по заслугам веры начинают занимать место, потерянное иудеями через неверие, претворил тогда воду в вино и тем изобразил, что, тогда, как медлили иудеи на брак Христа с Церковью, народ языческий со всех сторон стекался туда и собирался. Так, как Христос понесший на Себе грехи наши, понес всех нас, то ясно что вода означает народ, а вино - Кровь Христа. Смешение в чаше воды с вином показывает союз народа со Христом, верующих с тем, в кого они веруют. Вода и вино после смешения в чаше Господней так неразрывно и тесно соединяются между собою, что не могут отделятся одно от другого. Если бы приносилось одно вино, то Кровь Господня оставалась бы без нас, а если бы приносима была одна вода, то народ оставался бы без Христа. Поэтому - то при освящении чаши Господней нельзя приносить ни одной воды ни одного вина. И потому таинство духовное и небесное совершается только

1 Григорий Нисский//Восточные отцы и учители церкви 1\Чго века М., 1999. Т.Н. С. 1%.

тогда, когда то и другое смешиваются и неразрывно соединяются одно с другим. Таким образом, чашу Господню не составляет ни одна вода ни одно вино, но то и другое вместе, равно как и как и телом Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое, соединенное а составе одного хлеба. И здесь таинственно изображается единение народа."1

Соединение воды с вином (храца) употребляется в Церкви с древних времен. В Ветхом Завете сок винограда, как кровь растения, называется "кровию гроздия (Быт.49,11; Втор.32,14), кровь жертвенная и очистительная соединялась с водою (Ев.9,19). Так в Новозаветной Православной Церкви со времен апостольских, по чину, преподанному от Христа и св. апостолов, кровь гроздия соединяется с водою и означает два естества Богочеловека. Постановления апостольские, Ириней, Киприан Ккрфагенский и 6 Вселенский собор растворение вина с водою на проскомидии приписывают Самому Господу, употребившему растворенное вино на Тайной вечери."2 "Вино, смешанное с водой, во исполнение Евангельского повествования о вечери Господней (Мф.26,29; Мр. 14,25), и слов евангелиста Иоанна, повествующего, что один из воин копием ребра Ему прободе: и абие изыде кровь и вода (Ин. 19,34). Кроме Священного Писания, об Евхарестическом вине, смешанным с водой, говорят Отцы Церкви. Иустин Мученик в своей апологии повествует: "потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша с водою и вином" (Апол.2); Киприан Карфагенский утверждает, что "соединение вина с водою изображает соединение Христа с верующими" (Поел. 3 к Цецилию). О вине, смешанном с водой, говорит древняя практика церквей, выраженная в древних литургиях, где в благодарственной молитвы при воспоминании таинства, установленного Иисусом Христом, встречается выражение: "растворив". Только еретики, называемые а^паШ, 2-го века, вливали в чашу одну лишь воду, в следствии ложной мысли, будь то вино происходит от злого духа. Святой Киприан Карфагенский говорит, что и в церквах Африканских был такой обычай, куда такое злоупотребление проникло скорее в следствии невежества и боязливости некоторых священнослужителей, нежели по ложному началу аквариев; он называет подобный обычай изобретением человеческим, новым, противным Евангелию и преданию Господа. Армяне и монофизиты употребляли одно вино, не смешанное с водой, во

1Киприан Карфагенский, свящмуч. К Цецилию о таинстве чаши Господней // Отцы и учителя III века. М„ Т. 3. 1996. С. 373.

2  Дебольский Г.С. прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Изд."Отчий дом", 1994. С. 233.

имя своего догматического учения о единстве природы в лице Иисуса Христа."1

По этой теме в XIX веке возник спор между крупнейшими западными учеными. Адольф Харнак говорил, что Евхаристия совершалась не на хлебе и вине, а на хлебе и воде. По его словам только позже церковь перешла на вино, ради борьбы с дуализмом и энкратитством.

Но его мнение не встретило поддержки в ученом мире и было опровергнуто.2

Хлеб и вино - это простая человеческая пища, то чем мы поддерживаем жизнь... Но в Евхаристии оно жертва Завета, через которую Христос снова воплощается среди нас. "С тех пор непрестанно священная чаша вознесена над миром, в древних катакомбах и средневековых соборах, в центре огромного города и в лагере смерти, во тьме полярной ночи и сердце пустыни."^

"Для христиан сами хлеб и вино - "вместообразная" (ауитояа) всего спасительного дела, от воплощения до второго пришествия, которые мы предлагаем Отцу как воспоминание - приношение. Еврейское - "гжкагоп" становится "^игс1апа по сирийски, ©оспа по - гречески, по - русски - жертва .""4

б) Канонические постановления по поводу использования вина в Евхаристии

В отношении вина для Евхаристии Восточная Церковь издавна следила за качеством этого продукта. Плохое достоинство его считалось весьма тяжкой провинностью со стороны тех, кто за этим следит.

Каноны Церкви строго говорят об этом вопросе. Третье Апостольское правило: "Аще кто, епископ или пресвитер, вопряки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего - либо другаго напиток, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен."

Это правило предписывает не приносить в храм ничего, кроме того, что нам заповедал Сам Иисус Христос, а именно хлеб и вино (Мф.26,26-28; Лк.22,17-20).

Об этом говорит и 28 правило Трульского собора, а 32 правило этого же собора, говорит о латинянах, что они на

1Гавриил, архим. Руководство по литургике или наука о православном богослужении 1998. С. 519.

2Лебедев А.П. проф Богословский Вестник. Февраль 1894. С. 282 - 305.

3Мень А. прот Православное богослужение, слов и образ. М., 1991. С. 33.

4Арранц Михаил О.И. Евхаристия Востока и Запада Рим: Руссикум, 1998. С. 30.

основании слов Иоанна Златоуста, который в толковании на евангелие от Матфея, говорит: "чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? Из этого они выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Но нет никакого смысла ссылатся на Златоуста в доказательство, что не следует и воду употреблять при Евхаристии. Сам Златоуст предписал совершать Евхаристию на хлебе и вине, смешанном с водою; что этого требует в своих чинах литургии Иаков, первый епископ Иерусалимский и Василий Великий, равно и отцы Карфагенского собора в своем 37 правиле, и наконец, это предание хранится всеми православными церквями вселенной." 1

1 Никодим еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. Изд Троице - Сергиевой Лавры, 1996. Т.1. С. 517

УПОТРЕДЛЕНИЕ ВИНА ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

После первого омытия водою, престол поливается не одним красным вином, но и соединенным с розовою водою. Симеон Солунский говорит: " когда вытерт будет престол (после омовения его водою, приносится благовонное вино с розовою водою. Это делается во изображение того божественного мира, которое принесла жена в честь погребения Иисусова, как сказано в Ин. 12,7). Возливая это соединение крестообразно на трапезу, иерарх восклицает: окропиши мя иссопм, и очищуся... и прочии стихи псалма трижды, присоединяя слова к саиоиу действию, во утверждение его и в честь Троицы."1

"Также в знамение того, что на этом жертвеннике, по примеру Мелхиседека, будет приносится вино благовонное по благодати и животворное: ибо во всем божественном принимаются во внимание и пророчества. Возливая их крестообразно на трапезу, иерей возглашает: окропиши мя иссопом и очищуся и так далее, и повторяет их трижды для подтверждения и в честь святой Троицы."

1  Вениамин архим. Новая скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и угварях церковных. Т. 2. Ч.З. М, 1992. С. 314.

2  Симеон архиеп Сочинения. СПб., 1856. С. 159.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе предложенного исследования было показано значение вина в разных аспектах нашей жизни; как и обычном смысле, так и религиозном смысле. Но самое главное в этой работе это значение, глубочайший смысл и Божественное прозрение в употреблении в важнейшем таинстве Православной Церкви Евхаристии такого напитка, как вино. Этот напиток удостоился такой высокой чести, что посредством Духа Святого претворяется и истинную Кровь Иисуса Христа. "Учение об изменении сущности хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа в таинстве Евхаристии было и остается постоянною верою Церкви. Хлеб, по освящении, становится телом, а вино - Кровью Христа и такими остаются навсегда по освящении, как до причащения, так и после причащения. Выражением и подтверждением того служит обычай причащаться преждеосвященными дарами"1 Вино в этом отношении очень ценно, но оно имеет и другое качество, такое, как опьянение при излишнем употреблении. Но в Церкви оно всегда было незаменимым веществом при совершении Евхаристии, так ка это установил Сам Иисус Христос на Тайной вечери.

1 Ястребов М.Ф. Таинство Евхаристии. Лекции по догматическому богословии // Труды К ДА. Февраль 1908. С. 159

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995. Изд. Библейское общество.

2.  Аверкий ей. Четвероевангелие, апостол. М., 2000.

3.   Арранц Михаил О.И. Евхаристия Востока и Запада. Рим; Руссикум, 1998.

4.  Афанасий Алекс, еп. Творения. 4.4. М., 1854.

5.  Безабразов Кассиан еп. Водою и кровью и духом. Толкование на евангелие от Иоанна. Париж, 1996.

6.   Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта архиеп. Болгарского на святое Евангелие. 4.1. Изд. Скит. 1993.

7.  Богдашевский д. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Исагогико- экзегетическое исследование. К., 1904.

8.  Богослужебные указания на 2002 год. М., 2001.

9.  Болгарев П.Т. Виноградарство. Симферополь. 1960.

10.  Булгаков С В. Настольная книга для священно-церковно- служителя. М., 1993.

11.   Венедикт Алентов, иером. Историко-литургическое и археологическое исследование таинства Елеосвящения. Сергиев Посад. 1917.

12.Вениамин архим. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992.

13.Ветринский Иродион. Памятники древней христианской церкви или христианские древности. Т.З. СПб.

14.Восточные отцы и учители церкви IV века. М., 1999.

15.  Гавриил архим. Руководство по литургике, или наука о православном богослужении. 1998.

16.Герасимов М.А. Технология вина. М., 1964.

17.Дамаскин И. Точное изложение Православной веры. М., 1992.

18.ДебольскийГ.С. прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Изд. "Отчий дом", 1994.

19.ДмитриевскийИ. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Серафимо-дивеевский монастырь, 1997.

20.ЖМП. №4. 1982.

21.ЖМП.№4. 1984.

22.Закон Божий. Третья Книга о Православной вере. Париж, 1953

23.Зигабен Е. Толковая псалтырь. Монреаль, 1986.

24.Иванов Н. прот. И сказал Бог. Клин, 1999.

25.Ириней. Толкование на псалтырь. 4.1. М., 1903.

26.  Кишневич В., Скородумов А. Рассуждение о религии патриархов до закона живших и пользе, и важности церковной истории. СПб., 1807.

27.   Ксавье Леон-дюфура. Словарь Библейского богословия. Брюссель, 1990.

28.Лебедев А.П. проф. Богословский вестник. Февраль. 1894.

29.  Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Святого писания В Ветхом и Новом Завете. 2-ое изд. Стокгольм, 1987.

30.Мень А. прот. Православное богослужение, слов и образ. М., 1991.

31.Настольная книга священнослужителя. Т. 6. М., 1988.

32.  Негруль А.М. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М., 1959.

33.  Никодим еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996.

34.Нюстрем Эрик. Библейский словарь. СПб., 1997.

35.Основные правила производства виноградного вина. М., 1965.

36.Отцы и учители III - го века. Т. 3. М., 1996.

37.  Передш В.Г., Ткач С.М. Юншчш лекцн з внутршшх хвороб. Т.1. К., 1998.

38.Православний вюник. №8. Льв1в, 1950.

39.  Прохоров Л.М. Большая Советская энциклопедия. Т.5. М., 1971.

40.Сафразбекян Р.Н. О виноградолечении. Ялта, 1947.

41.Св. Златоуст И. Беседы на книгу Бытия. Т.1. М., 1993.

42.Св. Златоуст И. Толкование на евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993.

43.Скабаланович М., проф. Толковый типикон. М., 1995.

44.  Скворцов Степанов И И. О таинстве святого причащения. М., 1959.

45.Служебник. М., 1991.

46.     Сочинение        блаженного        Симеона архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.

47.Триодь постная. М., 2000.

48.Труды КДА. Февраль. 1908.

49.Труды КДА. №2. К., 1999.

50.Уваров С. Христианская символика. М., 2001.

51.  Феодорит Кипрский. Еп. Творения. Ч. 3. Изд. 2-ое Сергиев Посад, 1906.

52.Феофан еп. Толкование послания св. Ап. Павла к Ефесянам. М„ 1882.

53.  Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. СЬп51Н1сЬе Уег1а§$ЬисЫ1апсУип§ КаёегЬогп, 1999.

54.   Шанский Н,М., Иванов В.В., Манская ТВ. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

55.Шварц А.В. Виноградолечение. Симферополь, 1932.

56.Шмеман А. прот. Евхаристия таинство царства. Рап$, 1988.

^ МГ мГ™ 3еттаП1 'е                                                                   Е(Ь'1ига

Висигези, 1992.                           иПС 3 В18епс" ОпоЙохе Котапе

47